Краска для отопительных приборов
Батареи в домах и квартирах почти всегда находятся на видном месте, а, значит, должны вписываться в интерьер, иметь подобающий внешний вид. Самый простой способ достичь этого – покрасить радиаторы. О том, как правильно красить радиаторы отопления, рассказывается в этой статье.
Зачем нужно красить радиаторы центрального отопления
Основных причин две:
- Органично вписать батареи в интерьер комнаты и всей квартиры. Сделать подобное можно, в подавляющем большинстве случаев, увы, только покраской.
- Увеличить срок эксплуатации радиаторов. Достигается благодаря предотвращению контакта металла батареи с кислородом воздуха и влагой.
Требования к краске для отопительных приборов
Основное требование к эмали для покраски радиаторов – термостойкость. Смотрите на маркировку краски, если указано, что температура эксплуатации ниже 80 C, откажитесь от покупки такого состава. Он изначально не подходит для покраски батарей и, если таковую им произвести, станет тут же желтеть и отслаиваться.
Хорошо если на этикетке банки с краской увидите надписи «предназначена для радиаторов отопления» или «быстросохнущая».
Краска радиаторов отопления должна одновременно обладать:
- Высокой термостойкостью. Минимум +80 C. Лучше предпочесть покрытие с +100 C.
- Устойчивостью к истиранию и повышенной влагостойкостью.
- Быть экологически безопасной и нетоксичной. Даже при постоянном нагреве никаких вредных веществ в воздух выделять не должна.
- Обладать высокой теплопроводностью. Покрытие не должно препятствовать главной функции радиаторов – отоплению жилья.
- Быстро высыхать и не быть маркой.
Важно. В качестве дешевого наполнителя в краску могут добавлять недорогой мел. Краска получается дешевой, но очень быстро желтеет и принимает, мягко выражаясь, не презентабельный вид. Откажитесь от такого ЛКП.
По каким критериям выбрать краску для батарей
Разновидности по компонентам состава
Масляные
Раньше они использовались для покраски батарей повсеместно. Этому способствовали такие их достоинства, как:
- Доступная цена. Даже люди с доходами ниже среднего могут позволить себе купить качественную краску этой разновидности.
- Прочное, устойчивое к механическим воздействиям покрытие.
- Хорошая термостойкость и приемлемая теплопроводность.
Недостатки:
- Очень долго высыхает.
- Может образовывать потеки.
- Запах при покраске очень резкий.
- Через два-три года батареи придется перекрашивать.
- Приходится наносить слой достаточно большой толщины.
Алкидные эмали
Превосходят вышеописанный тип красок по всему, кроме цены.
Достоинства:
- Высокая устойчивость к воздействию химических веществ, в т. ч. средств бытовой химии.
- Хорошая стойкость к постоянному воздействию высоких температур.
- Покрытие легко наносится, его расход при этом не большой.
Недостатки:
- При окрашивании токсичны. Из помещения следует вывести детей, сами работы производить в перчатках и респираторе.
Важно! Для повышения качества покрытия, эмаль следует делать в два и более слоя. Подождите, пока предыдущий высохнет и наносите следующий.
Акриловые эмали
В их составе имеется вещество (полиакрилат), образующее прочную пленку на поверхности состава, благодаря этому такие краски почти не имеют запаха. Теперь о достоинствах помимо выше упомянутого.
- Абсолютная экологическая безопасность не только при использовании, но и при покраске.
- Неплохие термостойкость и теплопроводность.
- Покрытие легко моется и чистится.
- Можно разводить водой.
- Встречаются как глянцевые, так и матовые разновидности.
Недостатки:
- Слабая механическая прочность. Недопустимость использования абразивов при чистке.
Дисперсионно-акриловая
От обычной акриловой отличий имеет не много.
Достоинства:
- Очень высокая термостойкость.
- Практически не пахнет.
- Экологически безопасна.
- Без труда наносится на поверхность, причем, идеально ровным слоем.
- Не выцветает и не подвержена растрескиванию.
Недостатки:
- Высокая цена. За качество приходится платить.
Силиконовые
Состоят из силиконовых смол, замешанных на органических и водных растворителях.
Достоинства:
- Превосходная термостойкость. Краска выдерживает любые нагрузки в системе отопления.
- Для нанесения красящего состава не требуется проводить дополнительную подготовку металлической поверхности.
- Долгий срок использования. Хорошо сопротивляется истиранию и механическим воздействиям.
Недостатки:
- Стоимость. Она, увы, достаточно высока.
Порошковые
Используются реже, чем вышеописанные.
Достоинства:
- Долговечность.
- Термостойкость.
- Повышенная механическая прочность.
Недостатки:
- Качественно покрасить радиаторы отопления порошковой краской можно лишь при наличии соответствующего оборудования.
По особым свойствам
Под таковыми, прежде всего, понимают отсутствие запаха, по крайней мере, сильного и резкого. Подобные краски есть даже среди алкидных эмалей, только надо, чтобы они были не на основе растворителя, а на кремнийорганической основе.
Но лучше все-таки выбрать акриловые или дисперсионно-акриловые. У последних небольшой запашок присутствует, но весьма слабый и быстро проходит. Зато токсичность сведена к нулю.
Истиранию лучше всего противостоят силиконовые и порошковые эмали. У масляных красок устойчивость к нему также находится на приемлемом уровне.
Если для вас главное удобство покраски, не хотите долго мучиться с подготовкой поверхности, то оптимальным вариантом будет приобрести силиконовые.
Важно! Перед покупкой краски досконально изучите все ее характеристики. Дело даже не в том, что вы можете купить не то. Проблема усугубляется тем, что выясняется это, часто лишь в разгар отопительного сезона. Тогда перекрашивать батареи гораздо сложнее.
По виду поверхности
В продаже можно встретить глянцевое покрытие и матовое. Матовое будет сложнее отмывать. Со временем интенсивность окраса цветной матовой поверхности снижается т. к. поры покрытия забиваются пылью. Белая матовая батарея через некоторый срок становится сероватой. Более-менее долгий срок сохраняют свой цвет составы с диоксидом титана.
Глянцевое покрытие очень хорошо выглядит на ровной металлической поверхности. Однако на нем заметны даже малейшие неровности и выщерблины. Для чугунных радиаторов старых моделей глянец также не подходит.
По цвету
Для батарей из чугуна возможны следующие решения:
- Окраска близкая по оттенку стенам комнаты. Можно сделать так, чтобы радиаторы с ними сливались.
- Приобрести молотковую эмаль (разновидность алкидной). Она позволит создать такой фактурный рисунок, что будут нивелированы почти все визуальные дефекты основания.
- Воспользоваться белой матовой краской. Правда, каждый год из-за этого батареи придется покрывать новым слоем.
Как покрасить батареи и трубы отопления
Подсчет расхода краски
Сначала нужно подсчитать приблизительную площадь батарей. У одной секции старых чугунных она равна примерно 0.25 кв. м. Полная площадь радиатора равна количеству секций умноженной на это число. С биметаллическими радиаторами несколько сложнее. Большая часть внешней стороны секции представляет собой прямоугольник, но вверху есть оребрение сложной конфигурации.
Далее следует узнать, какой расход краски будет на единицу площади (это зависит от конкретного красящего состава). Умножьте его на вычисленную площадь отопительного прибора, затем на количество слоев покрытия.
Так можно сделать приблизительный расчет расхода наносимого покрытия. Как минимум на одну пятую лучше приобретите его с запасом.
Инструменты
Нам понадобятся:
- Щетка с металлической основой.
- Кисти – обычная и радиаторная.
- Наждачка крупной зернистости.
- Небольшая щеточка для очистки.
- Острый металлический шпатель.
- Грунтовка по металлу.
- Краска.
- Обезжиривающий состав.
Подготовка к окрашиванию
Она состоит из следующих этапов:
- Очистка батареи от накопившегося мусора и грязи. Это можно сделать пылесосом, щеткой либо влажной тряпкой с моющим средством.
- Удаление краски и ржавчины с радиатора. Осуществляют процедуру механическим и химическим способами.
Первый состоит в долгом, утомительном сдирании прежнего покрытия металлической щеткой. Можно воспользоваться болгаркой со специальной насадкой либо зачистным кругом.
Химический способ заключается в применении специальных аэрозольных составов, гелей или паст. Их следует нанести на батарею, подождать, сколько указано на этикетке к составу и очистить краску шпателем.
- Зачистка радиатора от трещин, царапин и других мелких изъянов. Воспользуйтесь наждачкой либо металлической щеткой.
- Обезжиривание поверхности.
- Грунтование. Выбирайте тот состав, что сочетается с вашей краской и металлом батареи.
Важно! В старых чугунных радиаторах, для их уплотнения использовалась пенька. Ее некоторые химические составы против старой краски с легкостью разъедают.
Способы покраски
Есть одно общее правило – лучше нанести два тонких слоя краски, чем один жирный и толстый. В последнем случае вы неизбежно столкнетесь с густыми и некрасивыми потеками. Окраска происходит сверху вниз. Если сделать наоборот, на уже окрашенную поверхность будет капать состав сверху. Второй слой можно наносить только после полного высыхания предыдущего.
При аэрозольной покраске не нужно заботиться о длине кисточек и о том, что на батарее могут остаться волоски от них. Как грунтовка, так и сама краска наносятся одинаково. Движения должны быть равномерными. Баллончик перемещают зигзагами снизу-вверх. Держать его следует вертикально, на расстоянии 25-30 см. от поверхности. Краска наносится несколько раз, с промежутками примерно в минут пять. Начинать следует сверху, с тыльной стороны батареи.
Можно ли красить в отопительный сезон
Большинство красок, особенно тех, которые традиционно используются для окрашивания батарей, наносятся на холодную поверхность. Но это не значит, что окраска горячих радиаторов категорически запрещена. Все зависит от конкретного состава. Следует прочитать документацию, поспрашивать продавцов, затем, если разрешено, действовать. Примите во внимание, что значительная часть красок для радиаторов имеет резкий запах. Зимой, в 20 градусные морозы, проветривать ох как не хочется.
Какие составы краски для радиаторов отопления лучше
DekArt MA 15
Масляная краска. Выпускается на Украине. В продаже можно встретить только яркие оттенки. Обеспечивает хороший уровень защиты батареи. Основной минус – ярко выраженный, неприятный запах в процессе покраски.
Sniezka Supermal
Масляно-фталевая. Производство Польша. Доступны 23 оттенка. Характеризуется высокой устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям. Подтвержденных минусов нет.
Radiator Festek
Водоэмульсионная. Украина. Температурный предел – 95 градусов. Имеет хорошую устойчивость к воде и истиранию, однако длительные высокие эксплуатационные нагрузки не выдерживает.
Remontti Assa Tikkurila
Водоэмульсионная. Финский производитель. Краска имеет высокую экологическую безопасность, совершенно не токсична. Устойчива к истиранию и мытью. Из минусов только высокая цена.
Farbex
Водоэмульсионная. Украина. Очень быстро высыхает. Имеет белоснежный оттенок. Нет резкого запаха. Поверхность перед покраской требует очень тщательной обработки.
Balakryl Radet
Водоэмульсионная. Чехия. Температурная устойчивость более 100 градусов. Повышенная устойчивость к высокой влажности и многократному мытью. Недостатки не выявлены.
Tikkurila Empire
Алкидная. Финляндия. Легко и быстро наносится. Не имеет даже слабого запаха. Оптимальная адгезия с металлической поверхностью. Из минусов можно назвать требования к условиям в комнате при нанесении покрытия (не менее плюс 5 C, влажность от 80%) и значительный расход раствора.
SADOLIN MASTER 30
Алкидная. Швеция. Устойчива к истиранию и атмосферным влияниям. Хорошо пристает к любым поверхностям. К сожалению, имеет резкий запах и дорого стоит.
Professional Gloss JOHNSTONE’S
Алкидная. Британия. Характеризуется высокой устойчивостью к механическим воздействиям, повышенной температуре и иным внешним факторам. Стоимость высокая.
Надеемся, из статьи вам стало ясно – обычные краски для радиаторов совершенно не подходят. Выбор термоустойчивых ЛКП очень широкий, каждый найдет себе по потребностям и по цене. Что именно покупать, решать в коечном итоге вам.